Дионисий и мастерская

Сошествие во ад

Около 1502 — 1503 гг.Дерево, паволока, левкас, темпера.137,5 х 99,5 х 3
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ 4

Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Иконография памятника восходит к варианту, представленному известной иконой конца XIV века из Воскресенского собора города Коломны под Москвой.

В центре сложной многочастной композиции — сияющая золотыми одеждами фигура воскресшего Христа — победителя смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака.

Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей.

По-видимому, икона отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанными с ними трудами восточных аскетов, особенно, с "Лествицей" — прославленным сочинением монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI в.). Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси "Жития Василия Нового" (X в.), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а порокам противопоставлены добродетели.

Не исключено, что эта иконографическая особенность иконы объясняется тем, что образ предназначался для монастырского храма, убранство которого создавалось в то время, когда Русь жила ожиданием близкого Страшного суда.




Copyright © nearyou.ru