О художниках и картинах





Иван Константинович Айвазовский(1817 -1900)

Из истории русского флота

Многочисленными батальными полотнами И.К. Айвазовский прославил героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество. Его творчество помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского флота.

Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского флота с момента его возникновения. Cюжеты его картин не образуют единой последовательности хронологического порядка. Воспринимая жизнь флота как нечто близкое и радостное, он часто создавал картины или непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него, или (что редко бывало), связывая его с какой-нибудь исторической датой.


Обеспечение выхода к берегам Балтийского моря не могло быть осуществлено без флота. К его строительству приступили, как только русские войска утвердились на берегах Балтики. Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В ходе войны были устроены военные базы в Выборге, Ревеле и других местах.


Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году художник пишет батальные произведения, посвященные морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной горке. Но не забывая о том, что он является живописцем Главного морского штаба , Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре 1, дав ей название: "Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту". События, изображенные Айвазовским на картине, - исторические, они имели место 31 августа 1714 года.


Борьба с Турцией, начатая при Петре 1 первоначально за овладение выходами к Азовскому и Черному морям, а в дальнейшем за свободу плавания на Средиземном море, привела к русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В этой войне в июне 1770 года произошел cначала бой в Хиосском проливе, затем Чесменский бой. Айвазовский в 1848 году пишет картины "Бой в Хиосском проливе" и "Чесменский бой".
Силы били неравны - 26 русских кораблей сражались против 63 турецких. Однако турецкий флот был уничтожен.
Большое место в творчестве художника занимают события, героические победы русского флота, происшедшие непосредственно при жизни И.К. Айвазовского. Он имел большую возможность поговорить с участниками морских сражений, побывать на местах боевых действий.

Так, в 1848 г. художник пишет картину "Наваринский бой", на котором запечатлено событие, тоже прославившее русский флот. Объединенный флот союзников (русских, французов, англичан) вошел в Наваринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наваринская битва. Русские линейные корабли, находясь в центре и принимая на себя главный удар турецко-египетских сил, умелыми действиями уничтожили большую часть неприятельского флота.


Одна из известных картин Айвазовского - "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами". Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий", курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой. Командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование.
Айвазовский не ограничился лишь одной картиной, посвященной этому бою. Он написал картину "Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой". Бриг изображен в открытом море лунной ночью после того как, отбившись от турецких кораблей, потеряв часть оснастки и имея множество пробоин на уцелевших парусах, идет к Севастополю после славной победы над врагом. На горизонте видны корабли Черноморского флота, идущие ему навстречу.



Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея. Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней Черноморского флота, было изображено Айвазовским. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. В ноябре 1853 года русская эскадра обнаружила турецкий флот в Синопской бухте. Русский флот пошел на сближение и завязал бой с самой близкой дистанции. Флагманский корабль "Императрица Мария", на которой находился Нахимов, был впереди. К исходу 4-х часового боя турецкая эскадра и береговые батареи были уничтожены.

Собрав необходимый материал, художник написал две большие картины, изображающие "Синопский бой днем" - начало сражения и "Синопский бой ночью" - конец боя, разгромленный турецкий флот и город в огне.


5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину "Малахов курган - место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов". Эта картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник - крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. У памятника - два ветерана обороны Севастополя. Они пришли на этот священный для каждого русского курган, где был смертельно ранен их любимый командир.



Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине "Осада Севастополя".


Художник до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял его славные победы и героизм русских моряков. Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод -"Взрыв турецкого корабля".
Батальные картины Айвазовского находятся во многих военно-морских музеях и картинных галереях. Но наиболее крупное собрание произведений Айвазовского имеется в Феодосийской картинной галерее, где экспонируется более 400 картин живописца. Все эти картины являются летописью боевых подвигов русского флота.

Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную известность. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со всеми воинскими почестями - явление по тем временам небывалое,- написано:
"Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!"














начало




Яндекс цитирования
Copyright © 2014 nearyou.ru