О художниках и картинах





Иван Константинович Айвазовский(1817 -1900)

рассказ И.Долгополова

начало     1     2     3     4     5

Вскоре парижский Лувр предложил ему выставить свои холсты, и Айвазовский привез „Море в тихую погоду", „Ночь на берегу Неаполитанского залива", „Бурю у берегов Абхазии"... Успех был полным.
„Первый русский в Лувре" очаровал парижан.

За этой экспозицией последовали многочисленные путешествия - Лондон, Лиссабон, Гренада, Барселона, Гибралтар, Мальта. И везде, везде художник пишет, рисует, изучает натуру. Наконец, Амстердам - здесь двадцатисемилетнего художника удостаивают чести стать членом Амстердамской Академии художеств.



1844 год.
Увенчанный европейской славой, в середине лета он возвращается на родину. Петербург встретил Айвазовского как триумфатора. Он вскоре был удостоен звания академика живописи и несколько дней спустя узнал, что его причисляют к Главному морскому штабу в звании „первого живописца" с правом носить мундир Морского министерства и поручают написать виды русских портов - Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Гангута...

Заказы завалили его. Петербургский свет спешил заполучить в свои собрания полотна Айвазовского... Эта светская блестящая круговерть утомляла, отвлекала от любимого дела. И по совету Белинского Айвазовский решает покинуть Петербург и едет трудиться в Крым, в Феодосию...

Перед глазами уезжающего художника стоял образ слабеющего, постаревшего Брюллова, так много обещавшего дать родине по приезде из Италии. Нет, нет! Работать, работать, работать. Никакой суеты, пустословия, никчемной траты времени.
Светский Петербург был поражен, узнав, что художник в самом расцвете сил и славы бросает столицу и уезжает в „эту дыру".
Царь Николай I, узнав об отъезде Айвазовского, заявил: „Сколько волка ни корми, он все в лес глядит!"
В этих словах скрывалась ярость монарха, не удержавшего при дворе мастера, которым восхищалась вся Европа.




...А Айвазовский? Он строит дом-мастерскую в Феодосии (*1845г.) и начинает свой многолетний подвиг труда в искусстве.
"Для меня жить — значит работать", — говорит художник.

Шли годы. Проходили выставки, которым всегда сопутствовал шумный успех творений Ивана Константиновича Айвазовского.
(*1847 — присуждено звание профессора Петербургской Академии художеств; 1848 — первая выставка картин Айвазовского в Москве.)



Его имя стало настолько известным, что при одном упоминании немедля перед взором говорившего вставали великолепные пейзажи - марины, где безраздельно властвовало море.

1850 год. Айвазовский пишет свою самую известную картину - "Девятый вал". Дикие громады волн готовы раздавить затерянную в океане крошечную группу потерпевших кораблекрушение. Мы не знаем, сколько дней провели они в открытом море -люди измучены до предела.
Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст.
Но вот-вот буря утихнет, и люди, облепившие, как муравьи, обломок мачты, будут спасены.
Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.





Его картины, посвященные легендарным победам русских кораблей, многочисленны...
Среди них - морской бой при Синопе под командованием Нахимова. Айвазовский изобразил подвиг командовавшего флагманским кораблем „Азов" Лазарева в известном полотне „Наваринский бой".
Неувядаемые подвиги доблести и славы русского оружия в исполнении его патриотической кисти обретали вечность. Все внутренние движения сложного флотоводческого искусства маневра, весь непередаваемый грозный эффект артиллерийского боя, молниеносность и неустрашимость десантных операций - все это нашло свое великолепное воплощение в превосходно написанных полотнах художника-гражданина.







Трудно перечислить все полотна Ивана Константиновича Айвазовского, посвященные обороне Севастополя и морским сражениям. Можно сказать, живописцу удалось запечатлеть самые драматические и яркие страницы истории нашего боевого морского флота.



Его картины воспитывают в зрителе дух гордости, патриотизма, желание изучить, узнать историю тех незабываемых дней.
Сами названия - „Оборона Севастополя", „Малахов курган", „Гибель английского флота у Балаклавы", „Переход русских войск на Северную сторону" - говорят о многом, они невольно заставляют нас вспомнить о героической обороне Севастополя... (Из истории русского флота )

Восторженно был встречен его приезд в осажденный Севастополь. В те дни защитники увидели его на прославленном Малаховом кургане вместе с героическими руководителями обороны города Нахимовым и Корниловым.

Воспоминания...
Они роем теснились в душе великого художника, когда он глядел на страшную и суровую панораму Севастополя.
А ведь он помнил его мирным, белоснежным, утопающим в зелени, тихим и приветливым.





начало     1     2     3     4     5







Яндекс цитирования
Copyright © 2014 nearyou.ru