Рассказы о картинах

Ночной дозор

Рембрандт Ван Рейн


Одна из самых известных работ Рембрандта "Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама"(1642), последние два века она известна под названием «Ночной дозор».

Гильдия амстердамских стрелков представляла собой что-то похожее на отряд народной милиции.Люди, отнюдь не военные, добровольно шли в этот отряд чтобы защитить Амстердам от опасности.
За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане и даже когда опасности не было, они всё равно собирались и вместе проводили время. Время от времени рота решала заказать групповой портрет для штаб квартиры. Они устраивали складчину и нанимали художника

Поводом для заказа этого портрета послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году.
Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.

Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор».

Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.

Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.

Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

Но заказчики остались недовольны и это принесло много неприятностей художнику. Почему? Да потому, что и раньше и потом люди привыкли видеть нечто похожее на групповое фото школьного класса, когда все одинаково видны, никто не выделяется (деньги ведь каждый платил равные).


От Рембрандта ожидали нечто подобное Но художник, с его талантом и фантазией, не хотел повторений. Он решил показать не статичный ряд портретов, как было принято в то время, а кусок колоритной жизни Амстердама.
Один остановившийся миг бурного события показан на портрете.

Он, словно бы врасплох, застаёт доблестных стрелков, когда они шумной ватагой вывыливаются из маленького дворика на площадь, где должно состояться построение -кто копьём размахивает, кто мушкет заряжает, кто в барабан стучит;кто в одну сторону глядят, кто в другую. Собака откуда-то появилась, будто ждёт команду строиться.
И люди тоже ждут команду! Им очень хочется, им не терпится выступить боевым строем,гордо прошагать перед родными, знакомыми. Вот они защитники города!

В этот момент, капитан Франс Баннинг Кок и лейтенант Вильхем ван Рейтенбюрх как бы идут к нам. Капитан с широкой лентой на груди уже даёт лейтенанту команду построить роту. Ещё минута и на площади будет стоять стройная колонна под знаменем и начнётся настоящий парад. Этот напряжённый момент перед парадом, очень оригинальный по замыслу, вызвал недовольство некоторых стрелков. Им было обидно увидеть себя на заднем плане, н непонятная девочка -впереди. Зачем она здесь? Причём тут петух у неё в руках? Некоторые исследователи думают, что это намёк на фамилию капитана Кока (Cocq-петух), а другие - что петух-символ света , солнца Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Получившаяся картина - не статичный ряд портретов, как было принято в то время, но кусок колоритной жизни Амстердама. Яркий луч высвечивает лица, фигуры, кружева, парчовые одежды и множество деталей: аркебузы и мушкеты, знамена и музыкальные инструменты.

Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

не статичный ряд портретов, как было принято в то время, но кусок колоритной жизни Амстердама

Рассказы о картинах

Биография художника





Rambler's Top100

Копирование материалов сайта разрешается только с использованием активной ссылки на http://www.artniderland.ru/
2011г   Контакт - nearyou@yandex.ru