О.А.Кипренский

Портрет cкульптора Торвальдсена

1831г, холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 13

Торвальдсен (Бертель или Альберт Thorvaldsen) - один из величайших скульпторов, род. в Копенгагене 19ноября 1770 г. Отец его, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его, в 1787 г., в ученики копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 г. мал. золотой, а в 1793 г. большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях.

В 1796 г. отправился в Италию. Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, от которого Торвальдсен впервые научился также любить и ценить античное искусство. Работы молодого Т. на родине не только выказывали его подающим блестящие надежды учеником, но и самостоятельным художником, хотя в настоящем смысле слова Т. "нашел себя", как художника, лишь в Италии, где с восхищением погрузился в богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля.

Следует сказать, что в России Торвальдсен был достаточно хорошо известен уже во второй период своего творчества, а именно, в 15-е – 20-е гг. Х1Х века. Было это во многом благодаря заказам русской знати – А.Дидрихштейн, Е.А.Остерман-Толстой, М.А.Нарышкиной, Н.Н.Демидова, М.Ф.Барятинской и др.
Известность Торвальдсена возросла в начале 20-х гг., когда скульптор выполнил бюст русского царя Александра I с натуры, и вскоре к нему в качестве пенсионера Российской Академии художеств был официально прикреплен скульптор Б.И.Орловский. А чуть раньше другой русский скульптор, С.И.Гальберг, сам избрал себе в учителя датского мастера.

Популярности Торвальдсена в России во многом способствовали связи с такими художниками как О.Кипренский, С.Щедрин, К.Брюллов, А.Иванов, Ф.Бруни.

В 20-е – 30-е гг. – Торвальдсен – громкое имя, несомненный авторитет в русских художественных кругах. В 1824 году он избирается почетным вольным общником Российской Академии художеств. Таким образом, самые продуктивные, самые насыщенные годы в творчестве датского скульптора – от середины второго до середины третьего периода – это одновременно и годы расцвета его славы в России.
подpобнее




Rambler's Top100
Copyright © 2006 nearyou.ru