Rambler's Top100

А.М.Матвеев

Портрет И.А.Голицына

1728г, холст, масло 83,5x67
Собрание Голицыных, Москва



В 1728 году Андреем Матвеевым были написаны портреты супружеской четы Голицыных, князя Ивана Алексеевича и его жены. Он должeн был запечатлеть этих представителей знатного рода для потомства.
В европейском искусстве XVIII века существовали твердые правила, согласно которым писались подобные портреты. Модель следовало изображать в пышном облачении и гордой позе, соответствующими высоте ее общественного положения. Позднебарочный стиль располагал целым арсеналом приемов для создания наиболее величественного впечатления. Сюда входили и смелые повороты фигур, как бы захваченных в движении, и, развевающиеся на ветру или прихотливо громоздящиеся, складки роскошных одежд, и внезапно открывающееся пространство фона.

Вот почему семидесятилетний И.А.Голицын, добрый и тихий человек, занимавший место комнатного стольника при царе Иване Алексеевиче, но сторонившийся службы и то и дело снисходительно освобождавшийся от нее Петром, изображен Матвеевым в виде моложавого стройного рыцаря. Голову его светлым воздушным ореолом украшают мягкие локоны парика, на шее щегольски повязан прозрачный белый шарф, воинственно развернутую фигуру покрывают блестящие темные латы с красными отсветами, от наброшенной сверху тяжеловесной мантии. Сильно потемневший от времени фон с изображеннем облачного неба придает портрету величественный масштаб.
Но Иван Алексеевич Голицин был тихим, робким и богомольным человеком. Его горделивая поза и военные латы не скрывают малодушия и душевной слабости натуры.

Матвеев избегает обычной бравурности и в канонических рамках парадного портрета, словно чудом, создает образ, приближающийся к лирическому, по тонкости душевной характеристики. Лицо блестящего рыцаря, как-то застенчиво светящееся, выдает ту мягкость, которая отличала И, А, Голицына, умершего отшельником в скиту спустя год после портретирования.




Rambler's Top100
Copyright © 2006 nearyou.ru