Rambler's Top100

Поленов В.Д.

Бабушкин сад

1878г, холст, масло, 54.7 x 65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник создает атмосферу запущенного, но прекрасного дворянского гнезда теперь уже позапрошлого столетия.
Большую часть полотна занимает одичавший сад. Сквозь пышную зелень виден особняк, состарившийся, как и его владелица, которую вывела на прогулку, видимо, внучка (во всяком случае, так можно о ней судить по названию произведения).
Старое отживает, и ему на смену приходит новая поросль.

На бабушке, выходящей в сад своей молодости, стародавний темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец, а платье девушки сшито по новейшей моде 1870-х годов.

В. Д. Поленов — один из зачинателей «пейзажей настроения» в русской живописи. В конце 1870-х годов он создает такие схожие по настрою полотна, как «Бабушкин сад», «Московский дворик» (1878, ГТГ) и «Заросший пруд» (1879, ГТГ).
Они были показаны на выставке передвижников, где один из критиков «Московских ведомостей» точно подметил их новаторские особенности:
«Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».
Живописный пафос «Бабушкиного сада» близок лирике А. Фета и романам И. С. Тургенева, посвященным уходящему исконному быту дворянства.

«Бабушкин сад» писался в Москве, на картине изображен тот же усадебный дом на углу Трубниковского и Дурновского переулков, что и в «Московском дворике», созданном в том же году. Этот помещичий дом играет значительную роль в создаваемом элегическом образе. Такими классицистическими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара:
деревянные строения с портиком под фронтоном, лепниной над окнами и штукатуркой под каменную кладку для представительности. Но с дома в Трубниковском переулке штукатурка уже давно спала, а колонны и каменные ступени выщерблены.

Поленов творит пейзажную идиллию, включающую в себя жанровую повествовательность. Пленэр здесь не только «декорация», в которой разыгрывается мизансцена, но и ее полноправный участник. Обаяние сада создается при помощи цветовых рефлексов, тонких световых переходов от густой тени к солнечным бликам.


Литературная галерея

Kартины Третьяковской галереи




Rambler's Top100
Copyright © 2007 nearyou.ru