Пророк Иоиль

Микеланджело (1475-1564)

Фрескa потолка, 1509г, 360 x 380см, Сикстинская капелла, Ватикан

О личности пророка и времени его жизни ничего не известно; молчат о нем и предания. Имя пророка Иоиля упоминается только в книге его пророчеств и в Деяниях. Оно означает "Господь есть Бог"
. Вероятно, что Иоиль жил в Иудее, принадлежал к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем, так как в своей книге он говорит об Иудее и Иерусалиме. Иоиль, возможно, пишет о жизни людей, вернувшихся из вавилонского плена, нет никаких упоминаний о царе, и жизнь народа, кажется, сосредоточена вокруг храма.

По мнению большинства библеистов, Иоиль жил в IV веке до Р.Х., в период, когда иудейскую Общину со всех сторон окружали опасности как духовного, так и политического характера. Границы Иудеи оставались суженными до самых малых размеров; находилась она под владычеством Персидской державы. Многие иудеи жили в рассеянии. Одна из главных задач наставников народа состояла в том, чтобы сохранить в нем истинное благочестие.


Поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее страну: полчища саранчи, чего прежде никогда не было на этой земле. Это было подобно вторжению вражеской армии (6,7). Саранча заполонила всю землю. Вредители съедали кору с деревьев; они опустошили виноградные лозы и пожрали пшеницу и ячмень на полях. Вслед за саранчой пришла засуха. Пьяницы одели траурные одежды, потому что не было вина; а священники, потому что не было зерна для хлебных приношений. Крестьяне отчаялись. Исчезло веселие сынов человеческих.

Изображение саранчи, которая сеет гибель, переходит у пророка в картину мировой катастрофы (2,1-12). Саранча – уже не просто насекомые-опустошители, а загадочные вершители возмездия. Образ саранчи мы находим и в Апокалипсисе Иоанна, где она символизирует силы разрушения, вырвавшиеся на свободу (Откр 9,1-12).

Пророк призывает народ к покаянию как единственному средству избежать небесного гнева (1,13-14). Пророк обещает, что люди Бога будут прощены, если покаются, те же, кто преследовал их, будет судимы в День Господень.
Пророчество о Дне Господнем, согласно видению Иоиля, имеет два аспекта: с одной стороны, это страшный День Суда. "Солнце превратится во тьму, и Луна – в кровь" (2,31), то есть поколеблются вековые законы мироздания; но, с другой – Богоявление будет спасительным актом, в котором откроется милость Господня:

21 Не бойся, земля;радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это...
23 И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем, ибо Он даст вам Учителя Праведности. (2,21,23)

В синодальном переводе "даст вам дождь в меру", но современная текстология позволяет переводить эту фразу: "даст вам Учителя Праведности". Поздние иудейские сектанты ессеи отождествили его со своим вождем , однако в действительности перед нами мессианское пророчество, пророчество о грядущем Христе.

Для Иоиля приход Учителя Праведности – знак падения преграды, отделяющей человека от Бога. Когда Учитель явится, Сущий откроет Себя уже не только пророкам-избранника м, но и всем верным "в те дни излию от Духа Моего...И будет, всякий, кто призовет имя Господне,спасется."(2, 28-29,32)

Надежда на это нисхождение Духа издревле жила в Ветхом Завете (ср. Числ 11,29). Она осуществилась в Сионской горнице, когда над учениками Христовыми зажглись огненные языки (Деян 2,3-4).
Поэтому ап. Петр, разъясняя народу чудо Пятидесятницы, ссылался на пр. Иоиля (Деян 2,16-21). Поэтому и во время Троичного богослужения Церковь читает его пророчество.
Завершается Кн. пр. Иоиля картиной торжества Царства Божия. Царство Божие изображено пророком в зримых чертах. Правда Божия полагает конец всем войнам и враждебным силам (3,9-14). Верным даруются мир и благоденствие. Эти картины (3,17-21) свойственны образному, метафорическому языку пророков
Но главный дар Богоявления – это дар Святого Духа, Который преобразит творение.
по материалам разных сайтов



Фрески потолка

Rambler's Top100
Copyright © 2012 nearyou.ru