Это интересно

Познавательный журнал


Обо всём понемногу

SOS - сигнал бедствия

"Отправьте сигнал SOS, – велел один радиооператор "Титаника" другому после того, как известный корабль столкнулся с печально известным айсбергом. – Это новый сигнал, и, кроме того, возможно, это ваш последний шанс отправить его". Сегодня "новому сигналу" исполняется 100 лет, и рассуждать о его важности этим утром могут люди со всего мира, которым этот отрывок азбуки Морзе спас жизнь.

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи.

Сигнал представляет собой последовательность из трёх точек, трёх тире, трёх точек, передаваемых без пауз между буквами ( · · · - - - · · · ).

аким образом, SOS — отдельный символ азбуки Морзе, представленный в виде последовательности букв лишь для удобства запоминания. Такие символы записывают с чертой поверх букв: SOS

Вопреки распространённому убеждению, SOS не является аббревиатурой.
Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как "Save Our Ship" (спасите наш корабль), или "Save Our Souls", "Save Our Spirits" (спасите наши души), или "Swim Or Sink" (плывите или утонем), или даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

В прошлом веке SOS стал неотъемлемой частью поп-культуры во всем – от заголовков программ из серии "сделай сам" до хитов Abba. Однако он начинал свою жизнь в качестве намного более серьезного сигнала после того, как 1 июля 1908 года международное сообщество утвердило его как международный сигнал бедствия, подаваемый тонущими кораблями.

В то время голоса еще не передавались по радиоволнам, и морякам нужны были стандартные средства передачи сигнала, в рамках азбуки Морзе, помогающие донести, что они в беде.

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.

Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко»

В 1903 в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Тогда Капитан Бономо, итальянский представитель, выдвинул предложения о общих процедурах работы, включая суждение о том, что «терпящие бедствие корабли… должны посылать сигнал SSSDDD ( · · · · · · · · · - · · - · · - · ·) с интервалом в несколько минут»[источник?]. Но тем не менее, процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.

Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедстия. Первым сигналом был CQD ( - · - · - - · - - · · ), который был утверждён 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций CQ ( - · - · - - · -), к которому добавили букву D ( - · ·). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger» (опасность). К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger».

Но так как этот сигнал использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.», его нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного продолжительного шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал сильную течь, что грозило гибелью судну.

Тем не менее, на маяке имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан тендер «Азалеа», которому удалось снять с маяка экипаж. «Нантакет» же затонул во время буксировки к берегу.

В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.

Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом.

Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов — двухфлажное сочетание NC, означающее «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Но это предложение было отклонено.

Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE ( · · · - - - · ). Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква E передаётся одной точкой, сигнал при дальнем приёме или перегруженном эфире может быть искажён и даже не понят. Поэтому было решено заменить E на S. Получилось SOS ( · · · - - - · · · ). Последовательность в азбуке Морзе – три точки, три тире, три точки – крайне проста. Предложение было принято почти единогласно.

По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм, например, сигнал немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» — SOE и сигнал бедствия, установленный «Marconi Co.», — CQD

Год спустя новую лайнер компании Cunard, SS Slavonia, затонул у Азорских островов. Был отправлен сигнал SOS, и в итоге не погиб ни один человек.

Но даже это не смогло убедить всех и вся, и потребовался крах "Титаника", чтобы понять, насколько важна универсальная система. После столкновения с айсбергом в 1912 году радиооператоры направили и старый сигнал CQD, и новый сигнал SOS, но некоторые корабли, находившиеся в этом районе, проигнорировали оба, думая, что на "Титанике" развлекаются. Скоро стало понятно, что все совсем наоборот, и мировые газеты рассказали, как на "непотопляемом корабле" погибли Джек Филлипс, первый радиооператор, и еще 1,5 тыс. человек. После этого новый сигнал бедствия, SOS, редко игнорировали.

Конечно, после 1908 года технологии шагнули далеко вперед, и сегодня точки и тире, которые в прошлом спасли бесчисленное количество жизней, используются лишь изредка.
С 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS. В связи с этим, значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

по материалам inopressa.ru

Рассказы о картинах
Рассказы о художниках

Истории о событиях и фактах, известных и не очень, на самые разные темы

  1. И опять о "ТИТАНИКЕ"
  2. Сумасшедшие гении
  3. SOS - сигнал бедствия
  4. Катастрофа на Ходынском поле
  5. Толпа -- зверь страшный, злой и очень глупый
  6. Кто такие ПРИЗОЛОВЫ
  7. Парад кукол
  8. Кэт и другие
  9. Умершие доктора не лгут
  10. Секреты пестрой яшмы
  11. Зацепило колесом Фортуны
  12. Правда лечит и … калечит
  13. Смех без причины – признак отличного настроения
  14. Зеленый свет -- дамам!
  15. История "электронной собаки- @"
  16. Необычный есть музей
  17. Отвечаем на цветные вопросы










Copyright © nearyou.ru