Картины А.А.Иванова (1806-1858)

в Государственнм Русском музее

Живописец, рисовальщик. Сын художника А.И. Иванова, который явился его главным наставником в Академии художеств. Ранние полотна («Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию» (1827, ГРМ), демонстрируют принципы академического классицизма. Выехав в 1830 за границу в качестве пенсионера Общества поощрения художеств, Иванов надолго поселился в Риме.

Здесь он поддерживал дружеские отношения со многими художниками, среди которых был особенно близок с немецкими назарейцами. Встречался с Н.В. Гоголем и А.И. Герценом, перенял идеи русского и немецкого философско-эстетического романтизма.

Полная тонкой гармонии картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831–1834, ГТГ), равно как и грациозно-величавое «Явление Христа Марии Магдалине» (1833–1835, ГРМ), явились для Иванова частными творческими эпизодами. Будучи настоящим художником-философом, он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество.

В результате появилось гигантское полотно «Явление Христа народу», 1837–1857, ГТГ; малый вариант — ГРМ), – с толпой лиц разных сословий, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя.
В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели.

Художник мечтал о том, чтобы поместить свою картину в храм Христа Спасителя, который строился в Москве, и написал для него эскиз заалтарного образа («Воскресение», 1845). Однако романтическая эстетика взяла верх над религией (мастер испытал воздействие рационалистического критицизма Д. Штрауса с его «Жизнью Иисуса»), и автор несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца.

Гораздо более непосредственно его поэтика сказалась в цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е, в основном в ГТГ и ГРМ).

По-своему эпохальны многочисленные этюды к «Явлению Христа», ставшие для многих поколений русских художников истинной школой реалистического постижения натуры.
ПОДРОБНЕЕ





Эскизы к картине «Явление Христа народу»











Подробнее о картинах и скульптурах в зале