Виктор Михайлович Васнецов

(1848 - 1926)

Живописец, график. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (его наставником был И.Н. Крамской) и в Академии художеств (1868–1875). Член Товарищества передвижников.

В молодости всецело следовал традициям передвижнического бытописания («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879, обе ГТГ). С годами все более увлекается поисками национально-исторической самобытности в искусстве, которые приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

План музея




ЗАЛ N38
Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки. Впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины «Витязь на распутье» (1878, ГРМ), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все – ГТГ). Некоторые произведения («Три царевны подземного царства», 1881, ГТГ) представляют собой декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.

Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906). Своей экспрессией впечатляет панно «Каменный век» (1885), исполненное для Исторического музея.

Самым значительным монументально-декоративным свершением Васнецова явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896). В них он стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими орнаментами его издания. Живописные аллегории «Царевна-Лягушка» (1901–1918) и «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» (1913–1918; обе в его Доме-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущих событий. В Москве имеется Дом-музей В.М.Васнецова.Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926.

15 КАРТИН

Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)

Витязь на распутье

Бой скифов со славянами (эскиз)

Портрет В.И.Гошкевича

Портрет Т.В.Васнецовой

Богоматерь

Книжная лавка

Баян