Антон Павлович Лосенко

(1737-1773)

Лосенко Антон Павлович -живописец, рисовальщик. Писал исторические картины, портреты. А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

План музея


ЗАЛ N9

Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.
Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человечной трактовкой образа Христа. В 1766—69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых. Должность директора Академии Художеств, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна. К тому же она невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые были чужды художнику. Императрица обещала перевести Лосенко из Академии Художеств в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу. ПОДРОБНЕЕ

11 КАРТИН


Лежащий натурщик

Портрет А.П.Сумарокова

Портрет Ф.Г. Волкова

Владимир и Рогнеда

Портрет И.И. Шувалова

Жертвоприношение Авраама

Андрей Первозванный

Каин

Зевс и Фетида

Чудесный улов

Портрет актёра Я.Д.Шумского