Штернберг Василий Иванович

В «Качановке», имении Г.С. Тарновского

1838 Холст, масло.28,5 х 38
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 18

На небольшом полотне ощущается творческая, деловая и, одновременно, теплая дружественная атмосфера дома. Благодоря выбору определенных выразительных средств: это и компоновка фигур, и сочетание неоднократно повторенных вертикальных, горизонтальных и диагональных ритмов в построении композиции, и мягкий свет, проникающий через окно, смягчающий четкость архитектурных элементов, и приглушенность колорита. И, конечно, важным композиционным и эмоциональным ключом полотна является вид на усадебный парк, природа Качановки, которая способствует созданию такого настроения.

На картине изображена комната в имении Г.С. Тарновского (1790-е – 1854) с окном во всю стену, одна из створок которого открыта в сад. Эта комната, как свидетельствует запись на обороте картины была рабочим кабинетом композитора М.И. Глинки (1806-1852). Именно здесь в 1838 году состоялась первая проба оркестровых и хоровых партий Руслана и Людмилы.

Часть пространства комнаты срезана рамой картины, и перед зрителем — ближайшая к окну часть помещения, вдоль стен которой художник расположил две группы персонажей: слева, за мольбертом, — сам Штеренберг, за ним — владелец усадьбы, справа, за столом, — Глинка, лицом к зрителю, и напротив него историк Н.А. Маркевич (1804 – 1860).