Франс Снейдерс (1579 - 1657)

Известный фламандский живописец, мастер натюрморта, анималист.

Биография

часть1   часть2

«Во Фландрии не было второго, равного ему по силе живописца, который бы также глубоко постиг основы рубенсовского мировоззреения и который бы столь же удачно, сохранив всю страстность рубенсовского жизнеутверждения, распространил творческие принципы гениального фламандца на область натюрморта»-писал исследователь его творчества ю. Кузнецов. Не случайно Франса Снейдерса называют Рубенсом натюрморта.


«Кладовые» «кухни», и «лавки» Снайдерса - это гимн во славу земного плодородия и богатства. От сказочного изобилия этих полотен захватывает дух. Кажется, что в них художник стремился уместить все многообразие животного и растительного мира. В «Рыбной лавке» воля художника объедиинила, наверное, Вce, что только могли дать человеку морские глубины. Один на другом громоздятся сомы, щуки, раки, омары, устрицы, извиваются тонкие угри и миноги, копошится черепаха, во все стороны расползаются крабы.
Снейдерс изображал редкие, порой экзотические, но невыдуманнные породы морских обитателей. Он оставался верен природе, точен в передаче мельчайших деталей и в изображениях фруктoв, овощей, дичи.


Глядя на полотна Снейдерса, словно ощуущаешь ни с чем не сравнимый вкус сочных, ароматных фруктов, угадываешь их нежный или терпкий запах. Наверное, художник потому и добивался в своих работах максималььной достоверности, чтобы «возбудить В зрителях все ощущения и раздразнить аппетит». Полотна живописца не отличаются разнообразием красок, и в то же время они очень нарядны по цвету. Он умел уловить и сопоставить близкие цветовые оттенки, оживить картину одним-двумя красочными акцентами: ,белый лебедь, розовая семга, красный омар.

С невероятным мастерством умел он объединить «земные дары» в единое декоративное целое, где каждый предмет рассматривается как явление природы. Поэтому в картинах Снейдерса всегда ощущается радость бытия, любование окружающим миром.



Все персонажи картин - хозяева лавок, их слуги, дети, запечатленные в различных раакурсах, а также кошки, собаки и другие животные - усиливают чувство жизни, делают композиции Снейдерса более динамичными.

В 1611 г. Франс Снейдерс женился на Маргарите де Вос, после чего стал не только другом, но и родственником ее братьев - художников Корнелиса и Пауля де ВОСОВ. Последний испытал в своем творчестве большое влияние Снейдеррса и часто помогал ему при создании картин, изображающих сцены охоты.


Их в творческом наследии художника тоже немало. Снейдерс прославляет охоту, показывая то неистовую скачку и преследование зверей, то их яростную схватку. Эти стремительно-динамичные полотна художника пользовались большим успехом при европейских дворах. В 1610-е гг. по заказу Филиппа III Испанского им была выполнена целая серия «ОХОТ» . Кисти живописца принадлежат и мастерски написаные анималистические этюды .




Снейдерс был большим знатоком животного мира, вводя в свои картины разнообразных птиц, собак, обезьян и кошек,




в 1619 г. Франс Снейдерс был избран членом антверпеннского Общества романистов, а в 1628 г. - его деканом. Насыщенные жизнерадостным колоритом произведения знаменитого фламандuа высоко ценились современниками. У Снейдерса никогда не было недостатка в заказчиках, стремившихся украсить свои городские дома и родовые замки его «аппетитными» полотнами.

О заслуженном прижизненном признании свидетельствует и тот факт, что выдающийся современник Снейдерса Антонис ван Дейк написал его портрет Ван Дейк. Благородная осанка, достоинство, с которым представлен на полотне Франс Снейдерс, говорят· о его возвышенном душевном складе и внутренней силе. Худощавая фигура и утонченные черты лица художника приидают облику элегантность и шарм.

Умер Снейдерс. 19 августа 1657 г.

Несмотря на многочисленные копии с его произведений, мастер почти не имел прямых подражателей: У него было всеего лишь три ученика, среди которых заметный след в истории развития искусства натюрморта оставили Н. Бернартс и Я. ФеЙТ. Тем не менее творчество Франса Снейдерса оказало огромное влияние не только на его современников (А. Классенс, А. Ван Утрехт, Я. Фейт), но и на мастеров ХVIII в. (Удри, Депорт, Кастильоне).

Блеск и мастерство в передаче многообразия живой природы, страстность в воспевании земной щедрости, жизнерадостность, красочное мироощущение и подлиннный размах ставят работы Франса Снейдерса в один ряд с лучшими произведениями выдающихся фламандских живописцев.

ЧАСТЬ 1

Галерея работ






Rambler's Top100

Копирование материалов сайта разрешается только с использованием активной ссылки на http://www.artniderland.ru/
2011г   Контакт - nearyou@yandex.ru