увеличить

Брейгель, Питер Старший

Притча о слепых

1568г, темпера на панели, 86 x 154 см
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия


Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.



Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
"Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?".

Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь - единственное место, где слепые могут получить исцеление.
Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля.

Пережитые события, происходящие с его страной, словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища.

Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.


Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом.
"Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие

Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.

Но чем дальше тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому, что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому, что падение это неизбежно. Мгновение как бы остановилось. Скорее всего они что-то спрашивают.

Их лица, выражающие ужас и недоумение, уродливы и страшны. На них отражены все пороки человеческого общества: злоба, жадность, хитрость, лживость, лицемерие.

Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни.

Словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц от тупого и животно-плотоядного последнего слепого до все более алчных, все более хитрых и злобных.

Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Мир природы вечен, в нем все справедливо и закономерно. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Не была ли картина "Слепые" своеобразным прощанием художника с людьми?

Нет. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая. по отзывам современников, "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"




Биография художника




Rambler's Top100

Копирование материалов сайта разрешается только с использованием активной ссылки на http://www.artniderland.ru/
2011г   Контакт - nearyou@yandex.ru