На портрете императрица представлена "казанской помещицей", как иногда она себя называла, одетой в теплый салоп и гуляющей в собственном парке.
Благодаря этому художнику удалось подчеркнуть интимность настроения и домашнюю простоту. Боровиковский не имел возможности писать портрет с натуры, и поэтому при работе над фигурой Екатерины II ему позировала камер-фрау императрицы М.С. Перекусихина.
Картина являеся варьированным повторением портрета из собрания Государственной Третьяковской галереи, где Екатерина II изображена на фоне Чесменской колонны.
По стилю и манере характеристики персонажа этот портрет значительно отличается от написанной Левицким "Екатерины II — законодательницы".
София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, немецкая принцесса (1729 – 1796), великая княгиня Екатерина Алексеевна, с 1762 – российская императрица Екатерина II. Пост. в 1908 году в дар от великой княгини Елизаветы Федоровны (Москва)