Rambler's Top100

деталь 1 деталь 2 деталь 3 деталь 4

Сандро Боттичелли

(1445-1510)

Мистическое Рождество

1500г, темпера на холсте, 108.5 x 75cм,
Национальная галерея, Лондон, Англия


Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли.
На первый взгляд кажется что это простой эпизод "Поклонение пастухов".
Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — единственная работа, подписанная и датированная автором. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить.
Середина картины занята пещерой с входом в виде арки. У входа, под крышей из соломы, Мария с Младенцем и Иосиф. Есть колыбель и рядом осёл и вол, но нет пастухов и волхвов, которые обычно присутствуют. Ангелы - всюду, на крыше, в небе, на земле и какие-то неизвестные люди.

Исследователи установили, что картина была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы в 1499г и является её иллюстрацией. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их.

Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Ангелы, те же , в зеленом, красном и белом, которые прибыли, чтобы спасти людей, и изгнанный демон (слева, внизу) — снова от Савонаролы.

Мария пристально смотрит на ребёнка. Её фигура не только главная на картине, но голова её находится точно в центре. Выше—голубое небо, где в золотой сфере танцуют ангелы с коронами и оливковыми ветками(символ мира) в руках. Они славят Марию и ребёнка. Ниже ангелы, радуясь, обнимаются со смертными. У людей в руках тоже оливковые ветки.

Ключ к пониманию этой картины может быть найден в греческой надписи у верхнего её края: " Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500, в момент неприятностей в Италии, после завершения одиннадцатой из Иоанна, во втором горе, когда дьявол был выпущен на три с половиной года. Впоследствии он должен быть прикован, согласно двенадцатой и мы видим это на картине" ( вольный перевод с английского)

Картина выражает идею о наступлении мирного времени, которое следует за горем, описанным в "Откровении Иоанна " гл.11(Библия, Новый Завет). Боттичели видел себя в период второго горя (гл11), когда Храм оставлен Язычнику на 42 месяца(3.5лет) и символизирует Марию, как Церковь, которая тоже занимает центральное место. С рождением Избавителя, наступит мир, как выражают оливковые ветки, а дьявол(внизу слева)- повержен.



Библейские темы




Rambler's Top100

Copyright © 2006 nearyou.ru