О художниках и картинах



Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (1732 - 1792)


Большой популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек — сын поселившегося в России мелкого арендатора.
Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству, как сказали бы в наше время, немецкое землячество.
Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Его наставником был художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и смотрителем картин Эрмитажа.
Заговорили о Христинеке в начале 1760-х годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия, которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же времени относятся и первые портретные работы мастера.

Написанные в соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения, подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали известность петербургской знати.
Христинек - первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов.

Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) , oдно из лучших произведений художника, составляет редкое исключение. По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист» . Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина.

Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита.

Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. ( Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ)

После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.


Однако при всех достоинствах живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С. Щукина.

return_links(2); ?>

Девочки

Портрет Екатерины Мордвиновой

Портрет
С.И. Мордвинова

Портрет С.А. Грейг

Женский
портрет

Портрет
А.А.Вяземского

Портрет
князя
Г.Г.Орлова

Портрет
А.В. Олсуфьева

Портрет
цесаревича
Павла




Rambler's Top100 Rambler's Top100
Copyright © 2009 nearyou.ru