Rambler's Top100


ДЕТАЛЬ

Феофан Грек

Донская икона Божией Матери

Около 1392, дерево, темпера, 86 х68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (?).
Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. - в ГТГ (инв. № 14244).

Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. - годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов. (http://nesusvet.narod.ru/)



Третьяковская галерея


Rambler's Top100

Copyright © 2007 nearyou.ru