К. Брюллов(1794-1881)

Всеразрушающее время(эскиз)

~1851-52г., холст, масло
Частное собрание, Италия


В самом верху ее, посреди валящихся в пропасть гор, пирамид и обелисков стоит Время, гигантский Микельанджеловский старик, с бородой до колен, как у Микельанджеловского Моисея. Все столкнул он с пьедесталов и со страниц жизни, весь мир со всем его прошедшим летит в реку забвения, в Лету, которой волны кончают внизу картины и в которых все должно погибнуть.

Летят в вечное забвение и законодатели древности со своими скрижалями каменными: Эзоп— один из первейших учителей-законодателей, Ликург, Солон, Платон; летят и поэты древности: слепой Гомер с разбитой лирой и венцом на голове — самая большая... фигура всей картины,— такое спокойствие и величественность движения дал ему Брюллов, что кажется, будто бы он не падает вниз, а спускается с каких-то высот, тихо несомый, как на крыльях, своим широко развевающимся голубым плащом; подле него, в противоположность величавому спокойствию Гомера даже и в падении, стремительно, как стремительны были его гимны, падает в Лету Пиндар; подле Гомера — Виргилий, Данте, Петрарка, Тассо, Ариосто.

Выше поэтов несутся в бездну герои науки: Птоломей со сферой мира, в которую он опустил свой измеряющий отвес; Ньютон, увенчанный венцом из звезд; кругом Птолемея — Коперник, Галилей с трубой и трое других великих испытателей природы...»

Стасов рассказывает, что на эскизе вместе с науками и искусствами были изображены символы стран, религий и идеологий:от египетских сфинксов, Зороастра и Магомета до римского папы и русского патриарха. Там же, в коловороте вращения — Сила и Власть, Свобода и Рабство.





Rambler's Top100

Copyright © 2006 nearyou.ru