ГРААЛЬ

Один из самых замечательных и легендарных символов. В него входят два основных - сам Грааль и его поиск, - но возможны и иные связи.
Согласно Западной легенде "Король-Рыбак", древнего монарха, хранителя тайны Грааля, поражает таинственная болезнь (аналогия с Филоктетом). И все, что находится вокруг него, увядает, как и сам Король (эта тема использована в "Падении дома Эшеров" По и "Бесплодной земле" Элиста). Животные вырождаются, деревья не плодоносят, высыхают источники. День и ночь у ложа больного монарха - нескончаемый поток лекарей и рыцарей; наконец сэр Парцифаль спрашивает у него напрямик "Где Грааль?". Внезапно король выздоравливает и возрождается сама Природа .

Вольфрам фон Эшенбах, автор романа "Парцифаль", помещает действие в Галлии, на границах Испании, там, где герой Титурель основал храм как хранилище чаши Последней Вечери . Утверждается, что Грааль пришел с Востока и должен туда вернуться , что говорит о его значении как "источника света".

С самой чашей связана особая символика. Согласно легенде, Грааль был сделан ангелами из изумруда, упавшего со лба Люцифера, когда он был низвергнут в бездну. Таким образом, подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера.

Этот изумруд, как показал Генон, - реминисценция шгша, жемчужины, которая крепится на лбу в индуистской символике. Это третий глаз Шивы, своеобразный орган "чувства вечности".
Потеря Грааля равнозначна потере внутренней устойчивости, связана ли она с внутренней опорой в вере или - в выродившихся (психологизированных) формах таинства - с каким-либо иным "источником счастья". Поэтому такая утрата памяти влечет за собой потерю первобытного или райского состояния, а также смерть и увядание Природы (т.е. собственно духовной жизни).

Грааль означает одновременно и сосуд (grasaSe), и книгу (gradaie). С другой стороны, поиск в широком смысле символизирует "поиск сокровища", что при ближайшем рассмотрении является инверсией бесконечного преследования, в которое вовлечен "Проклятый Охотник", - т.к. этот последний преследует феноменальные формы в их непрерывной игре и взаимопереходе бытия и небытия, в то время как Грааль прежде всего предполагает поиск мистического Центра - "неподвижного перводвигателя" Аристотеля или "неизменной середины" в Дальневосточной традиции .

Символика расположения Грааля в центре Круглого Стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба , которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка).

Миниатюра манускрипта 112 Национальной библиотеки в Париже "Ланселот Озерный" изображает двух ангелов, водружающих Грааль в центре мистического Круглого Стола.

В наиболее популярной легенде Грааль - это чаша или блюдо, в котором Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пригвожденного к распятию. Как утверждает А.Э.Уэйт в книге "Святой Грааль" (Лондон, 1933), с "символикой Грааля связаны идеи добровольной жертвы и искупления (в частности, идея оскопления). Очевидно, что сублимация такой жертвы также связана с Граалем, как в легендах о Парцифале и сэре Галахаде. [КЕРЛОТ]

в средневековых легендах и мистических произведениях прославленный символический предмет, священный сосуд искупления и благодати. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, речь идет о чаше, которая служила Христу при вечере и в которую затем была собрана его кровь.

Название Грааль происходит, видимо, от греч. Krater (лат. Cratale), что впоследствии вообще означало столовую посуду. По преданию, Грааль хранится в горном замке и наполнен ангелами священными гостиями, служащими для причастия и придающими чудесные силы.

Другие сказания превращают его в некий камень, выпавший из короны Люциферапри его низвержении с небес, небесное сокровище, к тому же последнее, что осталось от бывшего рая. Поиски Грааля равнозначны в связи с этим символу искания небесных благ, духовных ценностей.

В свете восточных представлений Грааль сопоставим с чашей, в которой содержится эликсир жизни - сома ведийских текстов, т. е. магический источник сил для плотской и духовной жизни. Сюда же можно отнести чаши или (у кельтов) котлы магических ритуалов.

Фанатичные поиски реликвии рыцарями-крестоносцами во многом способствовали созданию легенды о Граале, обработанной и оформленной при участии многих авторов (Вольфрам фон Эшенбах, Кретьен де Труа, Робер де Борон и др.) и достигшей кульминации в сказаниях о Парсифале и Галааде. Как символ глубинной психологии Грааль является началом женственным, пассивным, при этом источающим ощущение духовного порождения им как матерью всех, кто причастен к тайне.

Перепечатка с сайта http://www.apress.ru/pages/greif/sim/g/graal.htm