Фрина (Frina)

Фрина (Frina) греческая гетера, жила в IV веке до н.э.. Прославилась тем, что была натурщицей знаменитого скульптора Праксителя. Статуя Афродиты Книдской - одно из самых выдающихся произведений IV века до н. э.

Ее настоящее имя было Мнесарет, но девушку прозвали Фриной (греч. - «белокожая»), Она родилась в маленьком беотийском городе Феспии, посвященного музам. Повзрослев, превратилась в обладательницу столь великолепной фигуры, что просто не могла не оказаться в Афинах. Там она стала любовницей художника Апеллеса (он использовал ее в качестве модели для своей Афродиты Анадиомены ; лат. - «выходящая из воды».), а потом любовницей Праксителя и позировала ему для двух его Афродит - в одном варианте обнаженной, в другом - одетой.

Афинянин Пракситель получил заказ исполнить для острова Кос статую Афродиты. Скульптор изваял две статуи Афродиту обнаженную и задрапированную плащом. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Греческие художники до Праксителя изображали в таком виде только гетер. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

Посланцы Коса, выбрали ту, которая была покрыта одеждой. Обе статуи были прекрасны, но обнаженная богиня... Это было слишком смело для маленького Коса, далекого от столичных афинских новшеств. Её купили жители греческого острова Книд и поставили в храме Афродиты. И ее слава, свидетельствовал римский ученый Плиний, была неизмеримо выше. Впоследствии ее хотел купить у Книда царь Никомед, обещая простить огромный долг. Но жители города предпочли все перенести, нежели расстаться со статуей.

"Афродиту Книдскую", сделанную из паросского мрамора и воздвигнутую посредине храма, описал древнегреческий писатель Лукиан:

"...Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела".

Такой видит Афродиту, богиню любви и красоты, почитавшуюся в Риме как Венера, один из персонажей Лукиана, некто Харикл. Его друг, напротив, созерцает богиню спокойно. Но когда путешественники, решив осмотреть статую со всех сторон, вошли в святилище сзади, этот афинянин вдруг закричал, обезумев:

"О Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока - как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они и не прилегают слишком плотно к костям из-за худобы, и не расплываются в чрезмерной полноте и тучности. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер - и сказать трудно!"

(Для любознательных:
Ее рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см)


Фрина и Пракситель

С каким же чувством создавал свою Афродиту Пракситель? Современники утверждали, что он делал это, неотрывно глядя на гетеру Фрину.
Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: "Афродита, прекрасная Афродита!" Но про себя они шептали: "Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота!"

Когда Пракситель в знак любви предложил ей на выбор любую из бесценных скульптур в своей мастерской, она растерялась и попросила у него совета. Он промолчал. Через несколько дней она бросилась к нему на улице, крича, что его мастерская в огне. Он в отчаянии простонал: "Если сгорят "Сатир" и "Эрос", я погиб". Тогда Фрина призналась, что пожар выдумка, выбрала "Эроса" и подарила его своей родной Феспии. Много лет он оставался там, привлекая внимание приезжих, пока его не захватил Нерон, лишь для того, чтобы самому потерять статую при пожаре в Риме.

Фрина соблазняет философа Ксенократа

Красота Фрины была совершенна, Самые пылкие из любовников тратили на нее все свои богатства. Когда Александр Великий разрушил стены Фив, Фрина предложила построить их заново. Она поставила лишь одно условие:
Hа новых стенах должны были повесить доску со словами: "Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной". Фиванцы отказались.

Утверждали, что ни один мужчина не мог устоять перед чарами Фрины. Однако, кое-кто говорил, что один найдётся. И указывали на Ксенократа, философа, в течение четверти века руководившего Платоновской академией. Это был добродетельный человек, недоступный плотским желаниям, который все часы своего бодрствования посвящал размышлениям.
Фрина была заинтригована. "Ну а как насчет его ночей? - задавала она себе вопрос. - Ведь он, в конце концов, обычный мужчина".

а поспорила, что сумеет соблазнить его за один вечер. Ее поклонники приняли пари. Украшенная драгоценностями, одетая в тончайшее из покрывал, она постучалась однажды ночью в его дверь. Ксенократ открыл, Фрина быстро вошла. Она сказала, что за ней гонятся грабители, и попросила приютить ее до утра. Ксенократ, который всегда был гостеприимным хозяином, указал ей место для ночлега и вернулся в свою кровать.
Фрина разделась и скользнула к нему в постель. Он не шевельнулся. Она неистово обняла его. Он не отвечал. С криком отчаяния она бежала в темноту ночи. Уплатить проигрыш она отказалась.
"Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе", - заявила она.

Суд над Фриной

Фрина была наиболее застенчивой из всех греческих куртизанок. Она всегда появлялась на людях полностью одетой, предпочитая плотно облегающие хитоны, никогда не ходила в общественные бани, а любовью занималась только в темноте.

Но возгордившись своею славой, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

Замужние женщины в Афинах, ненавидевшие ее, уговорили одного из незадачливых поклонников Фрины, Евтиаса, привлечь ее к суду по обвинению в том, что она оскорбляет величие Элевсинских мистерий, изображая их в превратном виде, а также постоянно развращает самых выдающихся граждан республики, "отвращая их от службы на благо отечества".
Карой за предъявленные обвинения могла быть только смертная казнь.

...В этот день возбужденная толпа стала собираться у Акрополя с раннего утра. Ждали суда над знаменитой гетерой Фриной. Ещё вчера она приветствовали ее появление криками восторга, а сегодня суд над ней лишь очередное зрелище...
Взять на себя защиту на суде, где решалась ее судьба, она уговорила известного оратора Гиперида, пообещав ему свою благосклонность.

Встав перед судьями, он начал пылко убеждать их в невиновности гетеры, но Ареопаг был непреклонен. Смертный приговор казался неминуемым, пока Гиперид, в момент вдохновения, не вывел Фрину перед судьями и не сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую до пояса. Толпа ахнула. Застыли в изумлении грозные судьи, восхищенные дивной красотой.

Это была не женщина. Сама божественная Афродита стояла перед ними!
По греческим представлениям, обладатель гармоничного тела обладал такой же гармоничной душой (так называемая концепция каллокагатии – единства и взаимозависимости прекрасного тела и прекрасного духа). У Фрины было прекрасное тело – следовательно, была прекрасная душа. Следовательно, Фрина не могла совершить преступления и была невиновна.
Судьи благоговейно вынесли оправдательный приговор.

Фрина сохранила свою красоту до конца дней своих. В зрелые годы она придумала крем, предохранявший от морщин. Умерла она в почете, а памятником ей стала золотая статуя в храме Дианы Эфесской.
Статую изваял Пракситель, не забывший ее .

По материалам :

А статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине).





Rambler's Top100
Copyright © 2006 nearyou.ru