Греческие легенды и мифы в живописи

Нума Помпилий и нимфа Эгерия


из мифов Древнего Рима

[Изложено по "Римской истории" Тита Ливия и "Сравнительным жизнеописаниям" Плутарха.]

Нума Помпилий, сабинянин, славившийся своими высокими нравственными достоинствами, был избран вторым царем Рима (после Ромула) всем народом. Однако его согласие стать царем послы, прибывшие из Рима в город Куры, где жил Нума, получили далеко не сразу.
Нума, потеряв горячо любимую жену, дочь царя Тация, которая не поехала в Рим за отцом, а осталась жить в родном городе и нашла счастье в браке с Нумой. Он покинул город и предпочел одинокую созерцатель нуюжизнь под сенью священных рощ, на берегах прозрачного ручья.

Этот ручей находился возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, где били целебные ключи, и жрецы-богини успешно лечили многие болезни. Была даже устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачевательную силу.
Здесь же, за храмом, зеленела роща у источника нимфы Эгерии. В этой роще мог укрыться любой беглый раб или преступник

Нимфа Эгерия полюбила одинокого и прекрасного человека, искавшего покоя и мудрости в общении с природой. Её близость с Нумой, её советы и помощь сделала будущего римского царя еще более мудрым и человечным.

Нуме шел уже сороковой год, когда прибывшие из Рима послы предложили ему римский трон.
В присутствии своего отца и родственников он отказался, говоря, что не пристало ему, человеку,ставящему мир и справедливость превыше всего, взять власть в государстве,которое живет войнами и раздорами и нуждается скорее в царе-полководце,нежели в наставнике, учащем ненавидеть насилие и войны.

Послы стали просить Нуму не ввергать народ в новые несчастья междоусобных раздоров; к их мольбам присоединились и его родственники, убеждавшие, что народ, пресыщенный победами и триумфами, сам утомлен бесконечными кровопролитиями и ищет путей к миру и спокойной жизни под руководством кроткого и разумного царя.
И что, возможно, сами боги направили этих людей к Нуме для того, чтобы он обратил силы римлян не на истребление и завоевание себе подобных, а на создание процветающего государства, связав крепкими узами доброжелательства и дружбы сабинян с римлянами и другими соседями.

После долгих колебаний Нума внял настояниям сограждан и благоприятным знамениям, посланным богами, и согласился отправиться в Рим.
Навстречу ему вышел весь народ и сенаторы, чтобы приветствовать избранного всеми царя. Но когда Нуме были поднесены знаки царского достоинства, он попросил подождать проявления благосклонности богов.

Вместе с жрецами и прорицателями Нума поднялся на Капитолийский холм. Там главный из прорицателей, закрыв Нуме лицо покрывалом и обратив его к югу, стал за спиной царя, возложив ему руку на голову. Вознеся молитву богам, прорицатель принялся сосредоточенно наблюдать, не появится ли в небе какое-либо знамение, которое можно истолковать как волеизъявление богов.

Тысячная толпа народа стояла внизу, затаив дыхание и ожидая, запрокинув головы, божественного знамения. Лишь когда вещие птицы появились в небе с правой стороны, стало ясно, что боги посылают благоприятный знак. Тогда Нума был облечен в царские одежды и спустился с холма к народу, приветствовавшему его как "благочестивейшего из смертных" и "любимца богов".


Первым действием Нумы Помпилия после принятия им власти был роспуск отряда трехсот телохранителей, состоявшего при Ромуле. Нума заявил, что он считает для себя невозможным не доверять народу, который оказал ему доверие.

К двум уже бывшим у римлян жрецам богов Юпитера и Марса он присоединил еще одного - Квирина. Таким образом, он возвысил дух римлян, официально признав их царя Ромула божеством, с одной стороны, а с другой - пытался смягчить воинственный и буйный нрав этого разношерстного населения, стекавшегося в Рим, устремляя его силы на более мирные занятия - благоустройство города, обработку земли, развитие ремесла. Нума устраивал празднества в честь богов с пышными жертвоприношениями и состязаниями, плясками и хороводами.

Иногда же он усмирял строптивый дух римлян, угрожая им карами богов, грозными пророчествами и видениями, наводя на своих подданных суеверный ужас. Словом, царь обращался с ними как любящий, но строгий отец, стараясь привить жителям любовь к порядку и справедливости, воздействуя на них личным примером.

Боги явно высказывали свое благосклонное отношение к мудрому царю.
По повелению Нумы был воздвигнут круглый храм Весты, храмы Верности и бога границ - Термина.
Царь стремился внушить своим необузданным подданным, что клятва Верностью - самая величайшая.
Построив храм бога рубежей Термина, Нума убедил своих сограждан, что бог рубежей одновременно является стражем мира и блюстителем справедливости. Если соблюдать границу - это будет сдерживать силы, а нарушить ее - уличит в стремлении к насилию.
Ромул не хотел определять границы, ибо это показывало, какое количество земли он отнял у своих соседей насильственным путем. Нума же прекрасно понимал, что ничто так не обращает человека к миру, как труд на земле. Он сохраняет воинскую доблесть, как средство защиты своих владений, но, одновременно, искореняет кичливую воинственность, вызванную самой низменной корыстью.

За все долгое время правления Нумы Помпилия не возникало ни мятежей, ни выступлений злоумышленников, ни войн. Ворота храма бога Януса, стоявшие открытыми в период войны, при Нуме были закрыты в течение сорока трех лет. Подданные мудрого царя считали, что боги ему покровительствуют и что всякий злой умысел бессилен перед их защитой.

Люди рассказывали о многих чудесных явлениях, происходивших с Нумой. Известно также, что Нуме удалось смягчить гнев Юпитера и находчивостью и смелостью в обращении с высшим божеством склонить его к милосердию при установлении страшного обряда очищения, который следовало совершать после удара молнии (Удар молнии считался знамением гнева или волеизъявлением громовержца Юпитера).

Когда на Авентинском холме Нума хитростью изловил двух лесных богов - Фавна и Пика, которые владели даром колдовских заклинаний и тайнами волшебных снадобий, то разгневанный Юпитер, сойдя на землю, грозно возвестил, что очищение следует производить головами.
- "Луковичными?" - быстро спросил Нума, наученный мудрой
- " Нет, человеческими..." - продолжал Юпитер.
Нума, желая предотвратить ужасающее по жестокости повеление бога, быстро договорил: "Волосами?"
- "Нет, живыми..." - прогремел Юпитер.
- "Рыбешками?" - вновь подхватил Нума, не давая Юпитеру закончить свои слова каким-либо ужасным предписанием.
Грозного бога умиротворила находчивость и кроткая настойчивость царя. Юпитер, смилостивившись, удалился, а обряд очищения так и стали производить с помощью головок лука, человеческих волос и мелких рыбешек.


Так, почитаемый и уважаемый не только теми, кем он управлял, но и многими соседними народами, Нума дожил до восьмидесяти лет. На его торжественное погребение собрались все, кто чтил престарелого царя, принесшего мир и благоденствие на истерзанную беспрерывными войнами италийскую землю.



Античные авторы, ссылаясь на очень ранне первоисточники, единогласно утверждают, что Нума ввел двенадцатимесячный, лунный в основе, цикл (пришедший на смену десятимесячному аграрному, начинавшемуся 1 марта), построенный, тем не менее, с учетом кругооборота Солнца.
Эта календарная реформа Нумы тесно связана с культом Януса в древнейшем Риме

Несмотря на разноголосицу античных авторов по вопросу введения Нумой двух новых месяцев или изменения их порядка, сопоставление всех имеющихся данных позволяет заключить, что уже в годы царствования Нумы начало сакрального года было перенесено на январские Календы - как и сельскохозяйственного, что не означает отмены празднования мартовских Календ как начала военного сезона, а также в память о традиции предков.

по материалам http://alebedev.narod.ru/lib/lib08.html





Rambler's Top100

Copyright © 2006 nearyou.ru