1872г, холст, масло, cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В биографии художника 1872 год был особенно оогат творческими достижениями в области портретной живописи. Именно тогда Перов написал лучший из своих обличительных портретов — порт- ет московского купца И. С. Камынина. ивописец исполнял его ради заработка, но присущая ему преданность правде ие'смогла не проявить себя даже в этой заказной работе. Под внешним благообразием купца, изображенного сидящим в кресле в пол- ной торжественности позе, с медалью на шее, скрывается, как показал художник, множество отвратительных черт, свойствен- ных представителям российс кого «темного царства». Человек недюжинного ума и характера, Камынин обратил эти за- мечательные свойства, отпущенные ему природой, на подавление личности подчи- ненных ему людей, на алчное стяжатель- ство. Тяжелый взгляд колючих глаз, рез- кая прямая линия злых тонких губ, цеп- кие пальцы, выдающие привычку считать ассигнации,— все это сразу же вызывает у зрителя глубокое чувство неприязни. Насколько убедительно выразил жи- вописец в облике портретируемого типиче- ские черты русского купечества, свидетель- ствует И. Н. Крамской: «...Когда на одной .из передвижных выставок был его замеча- тельный портрет купца Кзмынина, не пом ню, какой фельетонист и в какой газете, говоря о портрете, выразился: «Вот (мол) он, знаменитый «Тит Титыч», Островского». Вследствие такого отзыва фельетониста Перову были большие неприятности, да и, кроме того, родственники уже и после. смерти купца всегда отказывали в просьбе дать на выставку портрет...».