Рафаэль Санти




Рисунки гобеленов для Сикстинской капеллы

1514-1516г.

В важные дни, в церковные праздники, на стенах, в Сикстинской капелле, в Ватикане, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами Дела Роверов(пап Сикста IV и Юлия II), и, согласно одной легенде, они прибыли первоначально из Иерусалима.

По мнению папы Лео X, они стали слишком изношенными и неприглядными и должны были быть заменены. Идея была превосходная, поскольку эта замена дала Лео X возможность показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. Герб Лео X, исполненный по рисунку Рафаэля, украшает края новых гобеленов.

Первоначально (в 1514г.)художнику, возможно, заказали цикл гобеленов, и оговорили, выбор сцен, которые согласуются с ключевыми особенностями духовной политики нового римского папы, при сохранении стиля уже имевшегося интерьера.

Лео ожидал, что Рафаэль интерпретирует эти темы мастерски. Возможно, это было в конце 1514 или в начале 1515. Рисунки были закончены в конце 1516г., так как имеется документальное свидетельство, что конечная оплата была сделана 20 декабря 1516г.

Гобелены ткали в Брюсселе, в мастерской гобелена Питера Ян Алеста, самой лучшей в то время. Один гобелен был закончен 1517, и семь гобеленов были готовы к Рождественским праздникам 1519. Три другие, должно быть, прибыли вскоре, перед смертью Лео Х, в 1521. В списке, сделанном после смерти Лео Х, числится 10 рисунков гобеленов.

В 1527, эти работы были украдены, и не были возвращены до 1550-ых. Семь из всех рисунков находятся в музеях Лондона. Тканные гобелены находятся теперь в музеях Ватикана.


Рафаэль оказался в нелёгком положении.
С одной стороны - он, обласканный Лео Х, понимал как важен для него этот проект.
С другой стороны - он, любимец судьбы,известный художник, никогда ни с кем не соревновавшийся, написавший множество картин, создавший потрясающую , грандиозную фреску „Афинская школа" вынужден как бы соревноваться, не уйти в тень Микеланджело.

Пусть Рафаэль уважал его, восхищался его скульптурами, его фресками потолка в Капелле, но Микеланджело не был художником! Только жёсткая воля Папы заставила его изменить своему любимому мрамору.
Кроме того, он ведь понимал, что делает картон, эскизы для ткачей, пусть очень хороших. Его картон будет где-то находится, а гобелены(копии) находится в капелле с фресками Микеланджело и работы будут сравниваться.

Писать на картоне нужно было только темперой с её ясной тональностью. Возможность цветовой гаммы гобелена была ограничена и должна была учитывать эффект света и тени. Мастер, ткавший гобелен, неизбежно изменял и композицию, и очертания фигур и пейзажей, но и добавлял золото и различное декоративное обогащение в них. Даже на картинках чётко видна разница.

Рафаэль выполнил всё что требовалось, справился с этой трудной задачей, и гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519г.
Хотя, конечно, впечатление от потолка было несравнимо больше.
Да и теперь- рисунки Рафаэля в музее, гобелены, по этим рисункам, закрыты портьерами ,которые открываются только по большим праздникам. Многие и не знают о них и их истории.
А потолок- вот он! Сверкает, поражает и радует людей.

Не добрую шутку сыграла судьба с Рафаэлем!

7 сохранившихся рисунков гобеленов
(увеличить)






Сикстинская капелла




Rambler's Top100
Copyright © 2012 nearyou.ru