Рафаэль Санти (1483-1520)

Проповедь св. Павла

Рисунок гобелена Сикстинской капеллы
1515, темпера, бумага на холсте, 390 x 440 cм музей Виктории и Альберта, Лондон

1519г, тканный гобелен по рисунку Рафаэля, из шелка и шерсти, с серебряными-позолоченными нитями, орне
музей Ватикана

Гобелен "Проповедь св. Павла" создан на основании истории о проповеди ап. Павла в Афинах, описанной в Деяниях Апостолов.

Его аудитория - Ареопагит — орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя.
Ареопагит (Деян. XVII, 19-34) — второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом.
Это было скалистое возвышение, или утес, Ареоса, почти в самой середине города. Суд, собиравшийся здесь, имел главным делом дознания и судопроизводство о богохульствах против языческих богов; потому-то св. ап. Павел, так резко обличавший идолопоклонство афинян и убеждавший их искать и служить Господу, как единому живому и истинному Богу, был приведен в ареопаг за проповедь о чужих божествах (Деян. XVII, 18).

Здесь-то, в виду множества храмов и алтарей, среди которых находился даже жертвенник неведомому Богу, в виду алтарей разнообразных языческих богов, апостол произнес свою высокую и глубоко замечательную проповедь к афинянам (Деян. XVII, 22-34). В силу этой увлекательной проповеди некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, как, напр., один из членов ареопага — Дионисий, женщина Дамарь и другие с ними. Место, на котором, как полагают, находился холм Арея, покрыто в настоящее время развалинами больших зданий: это, как думают, остатки домов Дионисия и Дамари, построенных, без сомнения, незадолго до введения христианства в Афинах. Говорят, что заседания ареопага собирались только по ночам с той целью, чтобы умы судей ареопагитов не развлекались ничем посторонним.

Св.Павел изображен с поднятыми руками, поскольку он проповедует о бессмертии Души. Группа зрителей показана в различных стадиях волнения, поскольку они слушают проповедь Апостола. Это особенно примечательно в фигурах в центре композиции, которые указывают на святого и поворачиваются, чтобы обсудить достоинства проповеди ап. Павла. На заднем плане, спиной к Апостолу, изображена статуя Марса, стоящего перед круглым храмом. Наиболее близкими к зрителю изображены новообращённые Дионисий и Дамарь, которые стоят на коленях в удивлении, поскольку они потрясены словами Павла.


15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: `что хочет сказать этот суеслов?', а другие: `кажется, он проповедует о чужих божествах', потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано `неведомому Богу'. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: `мы Его и род'.
29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
33 Итак Павел вышел из среды их.
34 Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.
(Деяния Апостолов 17:15-34)

Гобелен не был среди тех семи гобеленов, которые первыми были показанны в Сикстинской Часовне 26-ого декабря 1519 года. Наряду с гобеленом "Преображение Савла" он был украден в 1527 году. Обе работы были возвращены в Ватикан в 1554 году.


Rambler's Top100
Copyright © 2012 nearyou.ru