И.Е.Репин (1844-1930)

Портрет композитора М.П.Мусоргского

Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881 Холст, масло. 71,8x58,5 см

1881, холст, масло, 71,8 x 58,5 см,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881 г. // П.М. Третьяков и В. Стасов. Переписка. – М.; Л., 1949. С. 58.)

В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой предвзятости.

Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И.Е. Репина В.В. Стасову от 16 февраля 1881 года // Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. Т.II. — М.; Л., 1949. С. 59.), но и в таком больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе задумчивым выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то приемы неслыханные, отроду никем неопробованные» (Стасов В.В. Портрет Мусоргского. // Сочинения. Т. I. Ч. 2. С. 716.).

Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи, и по характеру живописи. Законченный, целостный, глубоко содержательный, образ сохранял свежесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.

Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому, легкому и прозрачному колориту. С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и почти белый, слегка голубоватый фон. Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко разведенной краской.

Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно. Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.

Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889), и других, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Это те новые примеры портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В. А. Серова.

Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 42.



Kартины Третьяковской галереи



Rambler's Top100
Copyright © 2008 nearyou.ru