О художниках и картинах



Петер Пауль Рубенс (1577-1640)

БИОГРАФИЯ

часть 1     часть 2     часть 3     часть 4     часть 5

В мае 1611 г. у Питера Пауэла родилась дочь Клара Серена, однако радость отцовства вскоре была омрачена внезапной смертью любимого брата Филиппа, который стал крестным отцом девочки.
Через пятнадцать дней после смерти Филиппа, его вдова родила сына. Этот ребенок, которого назвали тоже Филиппом, был воспитан Питером и Изабеллой.
В 1614 г. Изабелла Брант разрешилась от бремени сыном, чьим крестным отцом стал эрцгерцог, вероятно, поэтому мальчика нарекли Альбертом. Его младший брат появился на свет в марте 1618г. и был назван Николасом.




Рубенс был очень разноплановым художником. Kapтины на религиозные и античные темы, пейзажи, аллегории, бытовой жанр, портреты, рисунки - в каждой области им созданы замечательные шедевры.

«Мой талант таков, что, как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил», - утверждал художник.
Он считал свой талант даром свыше, и относился к нему с соответствующим почтением: надевал самые роскошные одежды, приглашал музыкантов для поддержания праздничной атмосферы и только после этого подходил к холсту. Судьба щедро одарила своего избранника.Современники отмечают не только его гений живописца, но и редкий ум, обширные познания, энергию и необыкновенное личное обаяние. Рубенс, один из немногих художников, которым сопутствовали прижизненная слава и почет. Между тем, его жизненный путь не всегда был усыпан розами.

Рубенс приобрёл известность. По ходатайству его друга Корнелиса ван дер Геста, настоятель церкви Сaнт-Валбург заказывает ему большой триптих для украшения главного алтаря этой церкви.
Это превосходная возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время своего долгого пребывания в Италии.

Рубенс пишет "Водружение креста", которое производит сенсацию. На деньги, которые ему предлагают за работу, может несколько лет безбедно существовать целая семья.

Позже он выполнил и другие алтарные образы для Антверпенского собора и для всех самых крупых городских церквей, как старых, так и новых. Не обошел он своим вниманием также провинциальные храмы в близлежащих Мехельне и Генте.

Все эти многофигурные, богатые по сюжету и замечательные по композиции полотна звучат жизнеутверждающим гимном во славу человеческой стойкости и силы духа. Крепкие мускулистые тела персонажей, не исключая и самого Иисуса, реалистичны настолько, насколько это можно передать кистью.

Особенно замечательна алтарная картина «Снятие с креста» (1612-14 гг.) - центральная часть триптиха для главного городского собора Антверпена. Наиболее поразительна в ней фигура мертвого Христа. Знаменитый английский живописец XVIII в. Рейнолдс писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его». Через несколько лет слава о «Снятии» облетела всю Европу, и именно эта картина сделала Рубенса первым по величине религиозным художником своего времени.

Рубенсу приходилось рисовать и множество более отрадных религиозных сюжетов. Его счастливая семейная жизнь нашла свое отражение в многочисленных и изобретательных картинах Святого семейства. Он переносил на полотно лица своих сыновей, Альберта и Николаcа, и делал это с большой любовью и деликатностью, он легко схватывал на своих набросках, а затем воспроизводил множество жестов, поз младенцев




Как известно, мастер был большим знатоком и горячим поклонником античности. Эта неисчерпаемая тема стала для него источником вдохновения для создания целого ряда картин.




Одна из линий античного сюжета, которую художник неоднократно развивал, - «вакханалия». Рубенс, призвавший свой гений воспевать человеческую жизнь как одно из проявлений всемогущей природы здесь стремится наглядно показать, насколько опасна ее стихийная власть, ее хмель и буйство, когда они одерживают верх над разумом.




Еще одной излюбленной темой живописца были так называемые аллегории Переняв любовь к символике от своего учителя, которым он всегда восхищался, Питер Пауль охотно использует ее язык.
Отто ван Веен особенно славился своими знаниями символов, таких художнических образов, с помощью которых можно было визуально передать абстрактные идеи. Накопленные в течение всей жизни огромные знания символов служили Рубенсу горючим, способным воспламенить его воображение.




Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. Но иногда темперамент и долго сдерживаемое творческое напряжение побеждают, и тогда появляются произведения, в которых Рубенс раскрывает свою титаническую натуру. Таковы его полотна, изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. В картине "Охота на львов" победителей нет. Смерть витает над каждым ее участником. Конечно, Рубенс не забыл произведения, фрагменты которого он копировал в Италии, - "Битвы при Ангиари" великого Леонардо. Но разве кто-нибудь из предшественников Петера Пауля писал львов, волков и леопардов в столь трудных и неожиданных позах? Что до лошадей - он всегда ими восхищается. Изображение коня он использовал в композициях своих портретов, охот, битв, религиозных сцен.




Рубенс - гениальный колорист, и хотя его палитра очень сдержанна, он достигает поистине симфонических решений Гвидо Рени, не без основания, говорил Рубенсу, что он примешивает кровь к своим краскам. Да, кровь, настоящая, живая кровь играет в напоенных светом рубенсовских телах, она просвечивает сквозь тонкую человеческую кожу богинь, она везде, вплоть до розовых пяток летающих амуров.






часть 1     часть 2     часть 3     часть 4     часть 5

Рубенс






Rambler's Top100
Copyright © 2006 nearyou.ru