Рубенс Петер Пауль

(1577-1640)

Елена Фоурмент в свадебном наряде (деталь).

~1630-31, дерево, масло 164 Х 136 см
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия


«Елена Фоурмент в свадебном наряде» была написана вскоре после второй женитьбы Рубенса. В отличие от «Жимолостной беседки», где Рубенс изобразил себя вместе с Изабеллой Брант, на этой картине присутствует только его вторая жена. Этот портрет не окрашен еще теми многими чертами интимности и душевной близости, которые свойственны будут будущим портретам Елены Фоурмент и которые были присущи многим работам Рубенса.

Он восхищается Еленой Фоурмент в свадебном наряде, но как будто между ними, что было вполне естественным, учитывая большую разницу лет, еще не наступило того духовного сближения и взаимопонимания, которое с первых дней было свойственно в молодые годы ему и Изабелле Брант.

Елена Фоурмент в торжественной позе сидит в кресле. За ней написана балюстрада с мощными колоннами, клубящееся облаками синее небо, а фоном фигуре служит тяжелая бордовая портьера в заломах и изгибах складок. Сама Елена Фоурмент представлена в праздничном платье с широким кружевным воротником, на фоне которого выделяется золотом волос и вколотым в прическу цветком голубоглазое и цветущее лицо молодой жены Рубенса.

Второй брак Рубенса был не менее счастливым, чем первый. Елена Фоурмент стала не только хозяйкой в его доме, спутницей последнего десятилетия его жизни, но и подлинной вдохновительницей, желанной музой его искусства. Рубенс обожал и страстно любил свою жену.

Его обожание волшебством кисти превращало Елену Фоурмент в античную или библейскую богиню, и такой она предстала на картинах Рубенса перед нами через столетия, не утратив своего величия и красоты. Ее облик, ее лицо, ее фигура, пышные формы ее тела, перламутровый цвет ее кожи мы увидим во многих картинах.

Рубенс не раз писал себя вместе с Еленой.

Сад любви
Рубенс и Елена Фоурмент в саду
Рубенс, его жена Елена Фоурмент и их сын


Эти картины будто отражают всю их семейную жизнь, причем показанную в самые радостные ее моменты. Видимо, таков был Рубенс. Несмотря на многие трудности, которые ему пришлось испытать и перенести, включая тяжелые приступы подагры и необходимость в последние годы писать картины левой рукой, так как правая рука ему уже не повиновалась, это никак не отразилось на образах и общей эмоциональной тональности его искусства.
(М.С.Лебедянский )

Портреты



Rambler's Top100
Copyright © 2006 nearyou.ru