РОССИКА



Россикой обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в XVIII – I пол. XIX вв.

Вначале они приезжали в качестве гастролеров, но вскоре их роль стала значительно шире – по контрактам они начали обучать талантливую русскую молодежь

Переход от иконописи к светскому искусству происходил постепенно, но икона на долгое время определила “ПАРСУННОСТЬ” в портретах XVIII века. Писать по-иконному было целое искусство, осваиваемое мастерами-иконописцами долгие годы. Живопись портретная или, как тогда говорили – “с живства”, принципиально отличалась от ИКОНОПИСИ. Портретным делом первыми стали заниматься иконописцы, бывшие на царской службе и работавшие в Оружейной Палате.

Иностранные учителя впервые появились в Москве: одним из первых в Россию приехал в 1687 году шведский портретист Гек; позже приехали на работу в Россию немецкие и голландские мастера. Под влиянием иностранной живописи и гравюр стала изменяться и икона: прихожане стали требовать икон, писаных “по-живописному”, а не “по-иконному”. Приверженцами старины остались только старообрядцы.

ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ

Приехавшие на заработки в Россию иностранные мастера оставались жить в Москве или в Новгороде, где “фряжским” письмом начали писать портреты бояр и духовенства. Многие допетровские портреты русских царей написаны именно иностранными художниками, преимущественно немцами.

Пётр I, желавший превратить Россию в европейское государство, издал манифест о привлечении в Россию иностранных разных специалистов, в том числе и художников. В небольших тогда Германии, Франции, Австрии, Швейцарии работы для них не было, поэтому художников привлекала работа в неизвестной и далекой России.

Первыми прибыли Иоганн Готфрид Таннауэр, из Германии,супруги Гзель из Швейцарии и Луи Каравакк из Франции. Это были ещё не очень известные художники(те не хотели рисковать и ехать в неизвестность), но именно они учили первых русских художников.

Они принесли в Россию разные жанры светской живописи - портретная живопись, пейзажи, сцены сражений и другие. Они познакомили русских художников с техникой работы масляными красками. Каждый обязан был не только выполнять заказы на картины, но и иметь русских учеников и помощников и преподавать им все, что знали.

Георг Гзель (1673-1740) учился в Вене и Амстердаме, где встретился с Петром I и был приглашен им на службу в Россию. В 1717 году Гзель принял приглашение Петра и жил в России до конца своих дней.
Гзель рисовал "прожекты" иллюминации придворных празднеств и выдавал дипломы на звание учителя. Для камчатской экспедиции Гзель составил инструкцию рисовальщикам.
Его жена, Мария-Доротея Гзельша, иллюстрировала "Центурии" академика Буксбаума(Умерла в 1743 г.)
В 1727 г.учил русских художников Ф.Черкасова, А. Грекова, Некрасова, Малиновкина и др., был живописцем Академии Науки, для которой он выполнил рисунки для ученых - биологов, ботаников.

До наших дней сохранились написанные в России картины Георга Гзеля, которые хранятся в Государственном Русском музее ("Портрет великана Николая Буржуа ...

Луи Каравакк, согласно контракта, писал портреты, сцены сражений, картины на исторические темы и художественно оформлял торжества. Среди его учеников самым талантливым был И.Я. Вишняков. У него некоторое время учился А.П.Антропов



ЧАСТЬ 2


Вуаль, Жан Луи
Гроот,Георг
Гзелль,Георг
Каравакк, Луи
Лампи, Иоганн (Старший)
Преннер, Георг Каспар
Патерсен, Бенжамен
Рослин, Александр
Ротари, Пьетро
Таннауэр, Иоганн Готфрид
Токке, Луис
Торелли, Стефано
Эриксен, Вигилиус






Rambler's Top100 Rambler's Top100
Copyright © 2007 nearyou.ru